Взорвавшись кровавой луной над блокадной Невою
Свихнулся от вспышки интеллектуал Заболоцкий,
Направив энергию мысли на промысел плотский.
Вот так марсиане и вымерли к общему горю,
Взорвавшись кровавой луной над блокадной Невою
Свихнулся от вспышки интеллектуал Заболоцкий,
Направив энергию мысли на промысел плотский.
Ползли, засыпая от пуль, марсианские негры,
Печально быть негром, особенно если он беглый,
Тревожно быть негром, даже если родился он белый.
Рухнул на нас с облаков Гавриил обгорелый.
Рассыпалось тело, труба укатилась в канаву,
Нисколько не жаль мне угрюмую нашу державу.
Вот так марсиане и вымерли к общему горю
Никто не вернулся в живых с негритянского поля.
Остались атланты, что держат хрустальное небо,
Им чуждо святое - не жаждут ни крови, ни хлеба.
В их крепких руках погибают ромашки и розы
Из гипсовых глаз тихо катятся горькие слезы.
Остались папирусы нерасшифрованных знаний,
Остались слова, только мы их не слышим годами
Вот так марсиане и вымерли к общему горю,
Взорвавшись кровавой луной над блокадной Невою.
Твой нежный город, он сгнил дотла
Твой нежный город, он сгнил дотла,
Он оставляет на твоем лице следы вина
И старость, добрая, как смерть,
Несет тебе дневной обед,
А ты устал, тебе б вздремнуть,
Тебе б заснуть на тонну лет
Оттяжки нет.
И ветер тащит сгнивший бред
И нет монет
И вообще, как в декабре.
Ты ждешь, как выстрел, Новый Год,
Как чудо, в средние века
И кормишь радостью гостей
Тех, что пришли убрать тебя.
А вечер в грязь замесит снег,
Зловеще свиснет за окном,
А ты все ждешь, все говоришь
И открываешь теплый дом,
Чтоб выйти вон,
Чтоб вновь наткнуться на облом,
Чтобы потом
Вновь полюбить свой мертвый дом
Я придумаю новую сказку и тебя в ней не потеряю
На самом деле, самой пугающей вещью в творчестве группы для меня была и остаётся заметка за авторством Альфреда Шнитке.
заметкаВ наше время гармонические диссонансы уже не впечатляют - необходимо искать диссонансы психологические. Именно в этом преуспела камерная гр. "Кооператив Ништяк". Хочется отметить композицию "Винтер", принесшую коллективу заслуженную известность. Здесь есть тональные темы и последовательности трехзвучий, хроматические пассажи, микроинтервалика, что особенно впечатляет в вокальном проведении главной темы: она не только главный импульс дальнейшего развития, но и зародыш звуковысотной системы произведения. Малая секунда (полутон), введенная в сетку темперации, наименьший высотный сдвиг, семантика коего - воплощение вздоха, стона - стала одной из примет гармонического языка КН, исторически стойкой интонационной моделью. При выходе же за рамки темперации этот интервал, теряя стабильность, становится особенно гибким и эмонационально вариабельным. Действительно, начальный малосекундовый мотив, являющийся как-бы стержнем интонационного действия, подобно пружине обладает черезвычайной упругостью, способностью к сжатию и расширению, он крайне "чуток" к малейшим эмоциональным нюансам, гибко следует за всеми поворотами в развитии действия. Он может сужаться до "четвертитонов" и разбухать, расползаться, постепенно заполняя всё звуковое пространство вибрирующим кластерным звучанием или каноническим движением, что больше всего заметно в финальной части произведения. Вездесущность этого интервала, пронизанность им фактуры, создает почти наглядную картину наплывающих кошмаров, бредовых видений. Своеобразная эластичность мотива (разширение-сжатие) рождает гибкую трехфазовую форму 1 части, придающую удивительную естественность этому живому музыкальному организму, ощущение дыхания. Начинаясь таинственно-приглушенно, выступление звучит сначала призрачно и ирреально ("...и хаос зыбился, как смутное видение, что живописцу предстает, и тот по памяти воображения его потом воссоздает" - Бодлер), затем же фантастически мрачное, бесконечное кружение, "раскручивание" темы (опять каноны, жужжащие кластеры) приводят к вихревому движению и пронзительным микрохроматическим трлям. Музыка становится страшной: перед нами отчаянно мятущиеся тени. Эмоциональная нагрузка, падающая на средний раздел экспозиции, очень велика. На первый взгляд кажется, что начинается новый круг развития, возвращается начальная тема у струнной группы, даже трехфазность волнового строения сохраняется. Но реприза ли это? Возобновление тематического материала и исходного уровня напряжения - дишь толчок для дальнейшего развития, что поднимается теперь на новый уровень. Прежде всего здесь разрушается ощущение оцепенения, мертвенной скованности, которое преобладало в 1 части, долго сдерживаемое напряжение прорывается наружу и приводит к кульминационному взрыву! Здесь отразилось типичное сочетание жанров речитатива и каденции, характерное для разработочных разделов крупных слитно-циклических форм. "И ты остаешься один посреди кладбища..."