ВступлениеПосмотрел на днях адище под названием "Как Сталин кино снимал", глядел его первый раз лет 10 назад не имея доступа к информации, теперь вот решил пересмотреть и сравнить. Как говорится, так ловко передёргивают, что аж кажется будто дрочат. Редактура текста, вытаскивание цитат из контекста, просто откровенное враньё, манипуляция фактами представлена в полном объёме. От рассуждений матёрых киноведов и обиженных появляется желание блевануть тугой струёй. Начиная с новой трактовки образа Александра Невского и заканчивая смертью Эйзенштейна из за того, что ему не давали закончить фильм... Собственно многие знают, что Сталин кино любил, знал и понимал. Это вообще свойственно коммунистическим деятелям уделять кинематографу повышенное внимание, как инструменту и как искусству. Например покойный Ким Чен Ир начинал свой путь с зав. по культуре(могу в этом быть неточным) и отдельно склонялся к кино. Был весьма достойным режиссёром и написал пару книг по теории и практике кино, весьма годных и толковых. Сталин был могучий стратег и вполне осознавал чего хочет добиться и как к этому прийти. Кино любил разное, начиная с музыкальных комедий и вестернов и заканчивая историко-революционными полотнами. О существовании так называемых "кремлёвских показов" знают тоже многие, а вот о том, что именно там происходило было больше слухов чем правды, пока не рассекретили записки Бориса Шумяцкого, на которых якобы и основывается первая серия двухчастёвого фильма.
Часть первая. Фильмы: Моя родина, Окраина, Свинарка и Пастух, ГармоньПервый фильм упоминающийся в кине "Моя родина" Хейфица и Зархи. Рассказана в общем и целом правильная история, фильм изначально хвалили в прессе, однако потом, примерно через месяц, сняли с проката. В качестве основной причины указывается самодурство отдела агитации и пропаганды. Хотя причины несколько глыбже, начиная с неверной демонстрации самого процесса так и с идеологическими расхождениями. В общем и целом режиссёров и сценариста подвела частая болезнь нашей творческой интеллигенции - незнание мат части. Причём не смотря на запрет фильма, из этой истории больше выжать ничего не смогли, поскольку и оба режиссёра и сценарист в последствии обзавелись сталинскими премиями и счастливо померли либо в 70-х либо 90-х. Далее нам рассказывают что Сталину "написали донос на всё советское кино, что оно легкомысленное..." причём совершенно непонятно какую цель преследует это высказывание, поскольку тут же говорится что не смотря на это выходит картин Барнета "Окраина". Судя по всему это демонстрирует что либо агитпроп ничего не решал, либо, что Сталин понимал в кино больше чем хотят показать создатели и то и другое абсолютно не ложится в общую линию повествования, ну да ладно. Тут же некто рассказывает с каким трудом Пырьев пробивал "Свинарку и Пастуха" на экраны, несколько вводит в ступор данное заявление. Во первых СиП снимались в 1941-ом году, за это время с 33-го успели поменяться и руководители и сам орган руководства, да и обстоятельства. Вот, например, слова самого Пырьева о фильме «Фильм был запущен и почти целиком снят до войны. Приехав в Москву, я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет смысла. Многие члены съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, «запасных» осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвезти в казармы, во двор въехала легковая машина студии. Меня тут же «извлекли» из строя, посадили в машину и увезли на студию. Оказывается, было получено указание — съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать. Четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву, мы снимали наш фильм», а вот слова Хренникова «Но когда мы уже заканчивали картину, началась война. Наши отступают, везде паника, уныние, а тут мы со своей любовью. Но все-таки закончили фильм к сентябрю 1941 года. А потом как-то утром открываю «Правду», а там статья Алексея Толстого, который пишет, что «Свинарка и пастух» — это потрясающий фильм, что там изображена наша, советская жизнь, за которую мы все сейчас боремся. И наша картина вдруг сделалась самой актуальной. Мало того, нас выдвигают на Сталинскую премию!», как я не искал так и не смог найти слов Пырьева о проблемах с пропуском на съемки этого фильма, собственно сам же он в 30-ых и заложил основы советских комедий. СиП, кстати, получили сталинскую премию. Гораздо интереснее было с фильмом потом, после смерти Сталина, когда из титров вырезали фамилию режиссёра, поскольку он был "сталинский орденоносец". Но, вернёмся к нашим баранам. Далее нам вводят в повествование Шумяцкого, и тут же обиженный внук Шумякого нам говорит что роль его недооценена и замалчивается, поскольку всегда над ним давлела тень Хозяина. Что несколько странно, непонятно, что хотел сказать этим внук, ибо Шумяцкий был реабилитирован в 50-х, а вот почему потом о нём мало вспоминали - это уже интереснее. То ли знала власть кой-какие грешки за ним, то ли не совпадала его деятельность с тем что творилась потом, во всяком случае роль Сталина в дальнейшем забвении не понятна. Но вот подвели нас к запискам Шумяцкого и первый фильм обозреваемый "Гармонь" Савченко. Вот что читает закадровый текст:
****** Моя беглая запись беседы И.В. На просмотре кинокартин в ночь с 9-го на 10-е июня 1934 г. стали смотреть музыкальную фильму тов. Савченко «Гармонь»2. Вначале смотрели хорошо. Бросали шутки по адресу девах и чужака-парня. особенно понравился Тимошка. Сталин вспоминал даже, в каких картинах он видел этого актера («Конвейер смерти»3), причем указал, что во всех картинах он играет хорошо Основная песня Сталину очень понравились. По адресу девушки, возлюбленной Тимошки, Сталин заметил, что она не выглядит деревенской, но играет недурно. Но со второго ролика и до конца И.В. стал выражать неудовольствие рядом сцен. отметил ошибочность показа всех уборочных работ вручную. Сталин в конце фильма сделал ряд резких замечаний насчет фальши, растянутости Журил меня: вы говорили, что это будет бодрая, веселая картина. А тут что ни сцена, то растянутость, надуманный психологизм. Ворошилов - Но картина в общем неплохая, не вредная. Думаю, что молодежь будет ее смотреть. Б.Ш. Я уверен, что молодежь хорошо примет эту картину, ибо она вызывает радостные эмоции, заставив посмеяться, запомнить ее мелодии. Сталин шутя сказал - Он нас агитирует. Все равно второй раз смотреть ее не пойдем. Жданов. Какой тут второй раз, когда в первый едва доглядели. ****
А вот что мы можем прочитать в самих записках Шумяцкого:
*** Затем стали смотреть фильму тов. Савченко «Гармонь». Вначале (первая часть) смотрели хорошо. Бросали шутки по адресу девах и чужака-парня. И.В. особенно понравился Тимошка. И.В. вспоминал даже, в каких картинах он видел этого актера («Конвейер смерти»), причем указал, что во всех картинах он играет хорошо и вообще является весьма располагающим актером, очевидно, работающим над собой. Основная песня и прием плавающего хоровода в первой части И.В. очень понравились. По адресу девушки, возлюбленной Тимошки, И.В. заметил, что она не выглядит деревенской, а наоборот, немного пейзанской, но играет недурно. Зато со второго ролика и до конца И.В. стал выражать неудовольствие рядом сцен. Особенно резко критиковал переигрывание путем внешней «весельчинки» и длиннот. Кроме того, отметил ошибочность показа всех уборочных работ только вручную. Л.М. Создается впечатление, что в колхозе на все 100 % господствует ручной труд, что на полях нет даже лобогрейки. И.В. в конце фильмы сделал ряд резких замечаний насчет фальши, растянутости и отсутствия в картине кинематографического действия, во имя которого народ и ходит в кино. Критиковал повторение использованного уже в начале этой картины приема плавающих фигур (хоровод). Журил меня: вы говорили, что это динамическая, бодрая, веселая картина. А тут что ни сцена, то растянутость, надуманный психологизм. Л.М. Фальшью звучит в фильме о колхозе такой психологизм. Не знают ваши люди колхозов, новой деревни. Не ощущают требований простоты. А ходульности — пруд пруди... Б. Ш[умяцкий]. Я указал, что считаю, да и на зрителях уже проверено, что фильма вызывает приятные ощущения бодрости, радости и улыбки, а это редкие гости в работе наших киномастеров. В качестве первого опыта музыкальная оперетта «Гармонь» более чем важна. Одновременно снимается с ней и скоро мы пошлем вам другой наш опыт — джаза. Ведь нам и примера не с кого брать, ибо даже в театре нет еще ни одной настоящей советской музыкальной оперетты, комедии, буффонады. И.В. Вот вы и начинаете равняться на худшие образцы. Нет примера? Далее на иронии говорит: 17 лет работает советское кино, а все нет примера. Б.Ш. За эти годы работа шла в направлении иных жанров. До самого последнего времени вообще было невозможно ставить в кино оперетту. И.В. Вы же хозяин. Кто вам мог мешать? Б.Ш. Многие и многое мешали. Вы себе не представляете, как раньше всего кинематографисты, еще год-полтора тому назад, когда мы начали ставить первую музыкальную вещь — джаз «Веселые ребята», отнеслись к постановщикам оперетт и эксцентриад. Встретили их скрытым бойкотом, остракизмом, затюкали людей. Да и не одни кинематографисты. Только недавно мы переломили этот пуританизм. И.В. А вы крепче бейте по нему. Тогда и примеров будет больше. Кл. Еф. Но картина, несмотря на ненужный психологизм и растянутость, в общем неплохая, не вредная. И идея есть: идея та, что не зазнавайся, не забывай, что комсомольский актив требует не одних речей и лекций, но и веселья, песни, гармошки. Думаю, что зритель — молодежь будет ее смотреть. И.В. А смотрел ли ее у вас комсомол? Б.Ш. Комсомол как организация — нет, отдельные товарищи — да. Я уверен, что зритель — молодежь будет смотреть и хорошо примет эту картину, ибо и по направленности и по оформлению она будет вызывать не хмурость, а более радостные эмоции, заставив посмеяться, запомнить ее мелодии. И.В. (в шутливом тоне). Он нас агитирует. Все равно второй раз смотреть ее не пойдем. Жданов. Какой тут второй раз, когда в первый едва доглядели. Картина отчаянно примитивна, и отсюда всякая фальшь сильно выглядывает. Л.М. Эх, били мы, били на ЦК кинематографистов. Видно, недостаточно. Б.Ш. Нет. Видно одного битья недостаточно. На нем одном таких новых и труднейших жанров не подымешь. Л.М. Значит, жалуетесь, что не помогают в этом. Б.Ш. Да. Не все и не всегда помогают, и раньше всего четко не сказано во всеуслышание про важность жанров комических и эксцентрических фильм. ***
Что мы видим в полной версии? Видно, что Сталин не пустословит, а чётко указывает на моменты лишние именно с кинематографической и зрительской точки зрения. За что ругает он её в пераую очередь? За идеологию? Нет, за неё больше выступают другие, Сталин же прям таки напрямую вопиит - экшена мало, современным языком выражаясь. Действия нет, развития ситуаций и характеров. Удачно найденное визуальное решение призывает заткнуть подобные дыры и это отчётливо видно. Далее идёт достаточно критичный разбор полётов насчёт запущенности жанра из которого видно что всемогущий Сталин как-то не успевал проконтролировать все перепитии творческих путей и рассчитывал в этом на Шумяцкого(от ведь незадача-то а говорили взял под тотальный контроль, ничего не упускает...), вырезана соль фразы Ворошилова, о том что комсомол требует не только работы но и веселье предлагает и обеспечивает и отдых. Конечно, какие положительные стороны могут быть у тоталитарного кровавого, режима? Из ниоткуда выплывает фраза Шемяцкого с его мнением о фильме, тогда как по запискам она вырастает из вопроса Сталина о комсомоле, ну и обрезана фраза Жданова в которой он резюмирует всё сказанное выше. Прям таки учебное пособие по отрывочной подаче материала с целью его не правильной подачи. Ну и завершают всё это воспоминанием о том, что в дальнейшим Сталин часто вспоминал эту картину и спрашивал "А дряни подобно гармони вы больше не делаете?" О как. Глубоко в душу видать запал бездарный фильм. Говорил ли Сталин такую фразу? Да. Один раз через месяц когда ему решили показать другую музыкальную фильму: *** И.В. А дряни подобно «Гармони» не ставите? Б.Ш. Не могу поручиться, что все производимые картины будут хорошими. Среди них возможны одиночки — брак. Однако «Гармонь» я считаю не дрянью, а только посредственной фильмой молодого, подающего надежды постановщика. К.Е. Не смягчайте — это пошлая картина, в которой гармонь превращена чуть ли не в основной рычаг классовой борьбы. Л.М. [Каганович]. Да, дрянь и безвкусица изрядная. И.В. Нет, а «Гроза», «Любовь Алены», «Сердце Турции»и «Челюскин» — картины настоящие. Научились ребята ставить и актеров заставили хорошо работать. Обращаясь ко мне, И.В. заявил: Мы решили вам помочь. В ближайшее время вызовем вас, нужных вам работников, и вы нам скажете, что вам надо, чтобы руководимую вами работу еще более развернуть и двинуть ее по-настоящему. Укажите, какие нужны средства, импорт, какие необходимо построить новые заводы, что дать вам из оборудования, автотранспорта. У вас заводы есть. *** Дальнейший разговор до поры пропустим. Как мы видим фильм не понравился не только Сталину но и Ворошилову и Кагановичу. А вот Шемяцкий спокойно возражает и отстаивает свою точку зрения, также не слишком-то лестную для фильма. Далее говорят что "Ряд критиков расценивал "гармонь" как одну из самых блистательных и нарядных картин раннего звукового кино". О, да. А ещё один критик сморозил что она была гораздо раньше "Весёлых ребят", хотя снимались они одновременно, а проталкивать ребят начали даже раньше, но что сморозили то сморозили. (продолжение следует) А пока: Худ. фильма "Гармонь"
Худ. фильма "Окраина"
Худ. фильма "Моя родина"
Часть вторая: фильмы: хроника №15, речь Сталина на открытии метроДалее мега-критики хотят показать нам какому тщательному отбору и редактуре подвергалась даже хроника, вот что нам проговаривает голос за кадром: *** Моя беглая запись беседы с Иосифом Виссарионовичем по просмотренным картинам звуковая хроника номер 15, ленинградские и московские майские парады. Просмотр начали со звуковой хроники номер 15. Особенно понравился дирижер Коутс с симфоническим оркестром ленинградской филармонии на заводе им. Сталина. ИВ - Это хорошо, внушительно и культурно показано Жданов - чертовски трудно снимать в таком огромном цеху, а тут и записано и снято хорошо Сталин - Хорошо что нет самоуслаждения деталями, когда вместо человека показывают вначале его ноги, затем руки, потом туловище, потом глаза и только потом человека. *** Самое смешное в этой ситуации, что они на две секунды показывают в фильме ту самую записку отпечатанную на машинке. И что же мы видим?
*** Моя беглая запись беседы с И.В. по просмотренным картинам: №15 звук-хроники, ленинградские и московские майские парады, американский(?) звуковой "муж своей жены", и ***(не разборчиво) "Одни ***". Просмотр начали 15 №-ра звуковой хроники. Особенно понравился дирижер Коутс с симфоническим оркестром ленинградской филармонии на заводе им. Сталина. ИВ - Это хорошо, внушительно и культурно-показательно Жданов - Да, это будет пользоваться заслуженным вниманием. Чертовски трудно снимать в таком мощном цеху. А тут и снято и записано хорошо. Затем посмотрели американский звуковой фильм "Муж своей жены". Жданов когда эту картину просмотрели, (***) хвалить (****) и операторскую работу американцев. Всё у них чётко... ***
Что можно на это сказать? Молодцы, внушает, только не понятно откуда последняя фраза Сталина всплыла про самоуслаждение деталями. К чему она относится? К концерту, к параду, к звуковым фильмам? А чёрт его знает, истинная версия остаётся в тени, хотя по огрызку речи Жданова, складывается ощущение что так он хвалил работу операторов-американцев. Ну и, конечно, выделение голосом "завод им. СТАЛИНА" а я бы выделил "дирижер Коутс с симфоническим оркестром ленинградской филармонии НА ЗАВОДЕим. Сталина". Вот так вот просто отправить симфонический оркестр на завод а рабочих посадить слушать - это внушает. Такое и после смерти Сталина-то редко устраивали, а про бурные пост-советские годы я вообще умолчу. Да и было бы не плохо послушать мнение Джугашвили об американском фильме, в сравнении. Но наших горе-экспертов это не интересует. А далее в фантастическом фильме про Сталина следует мой любимый эпизод. Настолько неприкрытого вранья не будет ни до ни после:
*** Моя краткая запись беседы с Кобой и другими товарищами о впервые записанной и заснятой речи Сталина в кино. Присутствовали Коба, Ворошилов, Серго, Молотов, Калинин. КОБА спросил: что же будем дальше смотреть, не просмотреть ли еще «Воздушный десант»? Б.Ш. Раньше прошу просмотреть другой фильм. КОБА. Если хороший, согласен. Я Немедленно включил проекцию, и началась передача речи и изображения т. Сталина. КОБА вначале не понял, что происходит на экране, стал расспрашивать, но как только с экрана началось звучание его речи, начал двигаться в кресле и спрашивать: что это? Б.Ш. Это первая запись вашей речи. Коба - кто разрешил? Почему не сказали что снимаете со звуком? Потом нервно, с напряжением начал вслушиваться в речь. Коба - уничтожить звук. Шумяцкий - Нет - это огромное достижение. Важность дела, зритель требует именно живой речи товарища Сталина. И политбюро одобрило. Коба ухмыльнулся и сказал - Ну, раз политбюро одобрило, я повинуюсь. ***
Вот так вот. Жёстко, безапелляционно. Уничтожить звук! А потом резко "ну, раз политбюро решило". Какой же ты после этого самодержец, как называют его тут в фильме? "-Пётр Алексеевич бояре хотят чтоб вы бороду отрастили! -Ну, раз бояре хотят, то я повинуюсь...". А что же было на самом деле?
*** Моя краткая запись беседы с т. Кобой и тт. во время и по поводу просмотренной кинохроники о приезде Лаваля и впервые записанной и заснятой речи т. Сталина в кино (открытие метро) Смотрели 16.V.35 г. ПРИСУТСТВОВАЛИ: Коба [Сталин], Кл. Ефр [Ворошилов], Серго [Орджоникидзе] и Лазарь Моис. [Каганович].
(бла-бла-бла) КОБА. В это время был отвлечен разговором с Серго, но, ощутив долгую паузу, спросил: что же будем дальше смотреть, не просмотреть ли еще «Воздушный десант»? Б.Ш. Раньше прошу просмотреть другой фильм. КОБА. Если хороший, согласен. Б.Ш. Немедленно включил проекцию, и началась передача речи и изображения т. Сталина. КОБА. Вначале, когда показывался уход с трибуны делегации метростроевцев, не понял, что происходит на экране, стал расспрашивать, но как только с экрана началось звучание его речи, начал двигаться в кресле и спрашивать: что это? Б.Ш. Это первая запись вашей речи. КОБА с напряжением начал вслушиваться в речь, испытывая знакомое нам чувство человека, в первый раз слушающего передачу своего голоса. В это время все присутствующие на просмотре слушали и сильно реагировали (аплодисментами и смехом) на большую часть речи и т. обр. Коба, поддавшись общему настроению просмотрового зала, стал ухмыляться. Запись ему явно понравилась. Он стал меня (Б.Ш.) расспрашивать, делать отдельные замечания о возможности сохранения некоторых мест. Среди присутствующих возник оживленный обмен мнений. Все сошлись на том, что речь надо сохранить в записи полностью, ибо отдельные ее слова являются метафорами и устранение их лишит речь многих ярких, характерных и интимных черт. КОБА согласился с этим. Было решено сегодня же вечером выпустить эту засъемку на экран Москвы, а с завтрашнего дня и на экраны Союза. Товарищи благодарили за эту засъемку. *** Как говориться, это уже не передёргивание, это уже откровенное, самое настоящее враньё. Просто выкинули кусок документа и дописали свой фантастический рассказ. Кто из людей впервые слыша свой голос на видео не испытывал чувство гигантского дискомфорта? (да многие и до сих пор испытывают), сама запись как следует из документа Сталину нравилась, речеи ему, кстати, никто никогда не писал. Все выступления он готовил сам, что, кстати, говорит об уровне образованности. Зачем нужно было придумывать такую откровенно хамскую ложь?
А вот и сама речь Сталина на открытии метро:
Часть третья: Поездка Эйзенштейна с целью изучения современного звукового киноС экрана нам поясняют, мол многие историки(какие - не важно, важно что многие) замечали, что Сталин всегда насторожено относился к хронике где есть он сам, а больше ему импонировал тот образ который создают актёры,где всё загримировано, припомажено и нет изъянов в его внешнем виде. Вот тут мы снова встречаем эту мутотень про то каким Сталин был уродливым, мол и маленький и лицо в оспах, планируется что зритель это всё знает и покивает с согласием. Хотя не понятно откуда это вообще взялось, ибо ни на одной фотографии ни на одной кинохронике подобных изъянов внешности нет. Упоминается о них в основном в книгах самого Троцкого и троцкистов. Также в книге Троцкого о Сталине упоминается что Сталин не знал языков кроме грузинского и русского да и те с трудом. Хотя на полях книг в сталинской библиотеке встречаются пометки его рукой на немецком, французском, венгерском и латыни, по другим свидетельствам понимал армянский, немного фарси и относительно свободно английский. Об этом говорят самые разные люди лично знавшие Джугашвили, по разному к нему относившиеся. Понятно, что разобиженный Троцкий, был заинтересован в создании отрицательного образа вождя народов, но право слово, надо же и меру знать. А тут, Сталину пишут(донос наклепали, что особенно радует, доносы пишут всё те же интеллигенты, из ближайшего окружения людей, которые потом будут выть про кровавый режим, хотя сами его и устроили), что уехавший на стажировку Эйзенштейн, режиссёр который может снимать фильмы безумной пропагандистской силы, собирается поставить биографию Сталина по троцкистским книгам. Собственно сам факт подобной чертовщины мной ни где не найден, по официальной версии Эйзенштейн на западе много читал лекций, выпускал статьи, действительно заключил контракт на съёмки, но не биографии Сталина а "Американской трагедии", хотя парамаунт позже отказалась от его услуг. Снимал документальный фильм про Мексику с писателем Синклером(весьма интересный кстати). И что немало важно все эти события имели место быть с 1928-го по 1932-ой, тогда как все последующие события происходят с 32 и далее, занятный винегрет. Нам далее в фильме мега-критик и знаток кино бросает замечательную фразу: "...начали трепать его мать..." что делали доблестные чекисты с мамой Эйзенштейна, где это задокументировано, и что это вообще значит, и прочая не говорится, и не уточняется. Далее бросается фраза, что Эйзенштейн вернулся в совсем другую страну. И показывают марш под огромным портретом Сталина. Что тут можно сказать? Чистая правда. 1928-1932 - это первая пятилетка. Что по поводу этой пятилетки пишут зарубежные издательства? Газета «Файненшл таймс» (Англия), 1932 г. «Успехи, достигнутые в машиностроительной промышленности, не подлежат никаким сомнениям. Восхваления этих успехов в печати и в речах отнюдь не являются необоснованными. Не надо забывать, что прежде Россия производила только самые простые машины и орудия. Правда, и теперь абсолютные цифры ввоза машин и инструментов увеличиваются; но пропорциональная доля импортированных машин по сравнению с теми, которые были произведены в Советском Союзе, непрерывно уменьшается. СССР в настоящее время производит все оборудование, необходимое для своей металлургической и электрической промышленности. Он сумел создать свою собственную автомобильную промышленность. Он создал производство орудий и инструментов, которые охватывают всю гамму от самых маленьких инструментов большой точности и вплоть до наиболее тяжелых прессов. Что же касается сельскохозяйственных машин, то СССР уже не зависит от ввоза из-за границы. Вместе с тем Советское правительство принимает меры к тому, чтобы запаздывание в производстве угля и железа не препятствовало осуществлению пятилетки в четыре года. Не подлежит сомнению, что построенные вновь огромные заводы гарантируют значительный рост продукции тяжелой промышленности». Журнал «Нейшн» (США), 1932 г. «Четыре года пятилетнего плана принесли с собой поистине замечательные достижения. Советский Союз работал с интенсивностью военного времени над созидательной задачей построения основной жизни. Лицо страны меняется буквально до неузнаваемости… Это верно относительно Москвы с ее сотнями заново асфальтированных улиц и скверов, новых зданий, с новыми пригородами и кордоном новых фабрик на ее окраинах. Это верно и относительно менее значительных городов. Новые города возникли в степях и пустынях, по меньшей мере 50 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек. Все они возникли в последние четыре года, каждый из них является центром нового предприятия или ряда предприятий, построенных для разработки отечественных ресурсов. Сотни новых электростанций и целый ряд гигантов, подобно Днепрострою, постоянно воплощают в жизнь формулу Ленина: „Социализм есть советская власть плюс электрификация“...» И таких примеров множество. Действительно. Другая страна. Но к сожалению авторов фильма не в том смысле, какой хотели преподнести они. Далее самый адекватный из киноведов признаёт, что Сталин обладал чутьём массового зрителя и хотя среди положенных на полку картин есть шедевры среди них нет ни одного кассового фильма. А далее приступили к махине "Весёлые ребята". (про Весёлых ребят и прочие интересновти - завтра) А пока:
Фильм: ¡Que viva México! Эйзенштейна
Фильм: "Человек с киноаппаратом" Вертова(хроника 1929-го года)
Фильм: Путешествие в СССР (снимался иностранцами)
Как известно картину "Весёлые ребята", тот самый агитпроп разругал в пух и прах, и ни в какую не хотел выпускать на экраны. Ещё бы, в главной роли неблагонадёжный Утёсов, а центральное место в фильме отдано чужеродному джазу. Поэтому тов. Шумяцкий, предложил посмотреть фильм лично Сталину и остальным, дабы выработать мнение. В кине нам говорится что 28-го июля 1934-го года, Шумяцкий пишет письмо лично тов. Сталину, после которого Джугашвили приказывает устроить просмотр 29-го июля 1934-го года. Что же нам сообщают?
*** Моя беглая запись беседы с Иосифом Виссарионовичем 29-го июля 1934-го года смотрели "Весёлые ребята" Все гомерически смеялись. Особая реакция на сцены с рыбой, пляжем и перекличкой фразы — «Вы такой молодой и уже гений!», «как же можно», «привычка». По окончании сеанса все кто был в просмотровом зале смолкли и стали ждать, что скажет Сталин. Сталин: Хорошо. Я как будто месяц пробыл в отпуске. Все стали возбуждённо вспоминать понравившиеся элементы картины. Лазарь Моисеевич: вот некоторые критикуют "Весёлых ребят", говорят в филье много хулиганских черт и требуют запретить фильм. Сталин: Не правильно. Эта лента не плохая, и действительно весёлая. Её здорово будут смотреть. ***
Вот так вот, посмотрели один раз и решили судьбу фильма. После просмотра все, как солдаты в анекдоте про цирк, стали ждать засмеётся ли генерал, и только потом высказали своё мнение. Что же можно узнать из записок Шумяцкого? Ну для начала, что Сталин смотрел фильм как минимум два раза, 14-го и 21-го июля. Вначале, ему показали 1, 2, и 3-ю части не смонтированной картины, а потом уже всю. Быть может действительно имел место просмотр 29-го числа, на котором у всех разыгралась временная амнезия и все заново пересмотрели фильм? Давайте посмотрим, что пишет Шумяцкий в записке за 14-е число:
*** И.В. Ну, что дальше будем смотреть? К.Е. Давайте картину «Веселые ребята». И.В. Что еще за картина? К.Е. А это интересная, веселая, сплошь музыкальная картина с Утесовым и его джазом. Б.Ш. Но только у меня всей нет. Она заканчивается сегодня. Могу показать лишь начальные (три) части. И.В. Он нас интригует. Давайте хотя начальные. Л.М. Но ведь Утесов — безголосый! Жданов. К тому же он мастак только на блатные песни. К.Е. Нет, вы увидите. Он очень одаренный актер, чрезвычайный весельчак и поет в фильме здорово. Фильма исключительно интересная. Б.Ш. Мы его заставили и играть и петь по-настоящему. Л.М. А как вы это достигли? Б.Ш. Рассказал про технические возможности звукового кино И.В. Раз интересно, давайте посмотрим. Во время просмотра этой части «Веселых ребят» стоял гомерический хохот. Особенное реагирование (Иосифа Виссарионовича, Клементия Еф., Лазаря Моисеевича и Жданова) вызывали сцены с рыбой, пляжем и перекличкой фразы — «Вы такой молодой и уже гений!», «как же можно», «привычка». Очень понравился марш, пароход, перекличка стада и пр. Начали спрашивать, кто снимал и где. Б.Ш. объяснил. Л.М. Неужели это сделано у нас в Москве? Сделано ведь на высоком уровне, а говорили, что эта ваша Московская фабрика — не фабрика, а могила. Даже в печати об этом часто говорят. Б.Ш. Это говорят у нас только скептики, пессимисты, люди, сами мало работающие. И.В. Скажите просто бездельные мизантропы. Таких ведь около всякого дела имеется еще не мало. Вместо того, чтобы в упорной работе добиваться улучшения дела, они только и знают, что ворчат и пророчествуют о провалах. Но давайте не отвлекаться и еще смотреть картины, такие же интересные картины, как эта. Когда вы покажете полностью и что еще сейчас покажете. Б.Ш. Всю картину покажу на днях. ***
Вот так неудобно! Это не просто амнезия - это сбой в матрице какой-то. Что можно отсюда почерпнуть, кроме того, что придуманная создателями псевдодокументального фильма хронология рушится на глазах, а вместе с ней та идея которая может существовать только при таком способе развития событий? О фильме Сталин узнал от Ворошилова, который на протяжении всей предшествующей просмотру беседы хвалит и защищает его больше чем Шумяцкий, не дожидаясь никакой реакции Великого и Ужасного. Что же было 21-го числа?
*** И.В. А это те «Веселые ребята», начало которых мы уже смотрели? К. Еф. [Ворошилов]. А я успел уже просмотреть весь этот фильм. Смеялся до упаду. Очень интересно. И.В. Действовал по-военному, с быстротой. А насчет оценки фильма будем говорить, когда все вместе посмотрим. ... Начали смотреть картину «Веселые ребята». И.В., уже ранее предварительно просмотревший ее две первые части, рассказывал тт., которые ее не видели, ход сюжета, сильно смеялся над трюками. Когда начались сцены с перекличкой, он, с увлечением обращаясь к Кл. Еф., сказал: «Вот здорово продумано. А у нас мудрят и ищут нового в мрачных „восстановлениях“, „перековках“. Я не против художественной разработки этих проблем. Наоборот. Но дайте так, чтобы было радостно, бодро и весело». Когда увидел 3-ю часть — сцены с животными, затем 4-ю часть — Мьюзик-Холл и 5-ю часть — сцены драки, заразительно смеялся. В заключение сказал: «Хорошо. Картина эта дает возможность интересно, занимательно отдохнуть. Испытали ощущение — точно после выходного дня. Первый раз я испытываю такое ощущение от просмотра наших фильм, среди которых были весьма хорошие». ... Далее разговор снова перешел на картину «Веселые ребята». И.В. оценил ее как весьма яркую, весьма интересную, подчеркивал «хорошую, активную, смелую» игру актеров (Орлова, Утесов), хороший ансамбль действительно веселых ребят джаз-банда. В конце, уже прощаясь, говорил о песнях. Обращаясь к т. Ворошилову, указал, что марш пойдет в массы, и стал припоминать мотив и спрашивать слова. Указал, что надо дать песни на граммофонные пластинки. ***
Вот так вот, слепив два дня просмотра, щедро разбавив налётом шизофренической выдумки создатель получил мифический просмотр 29-го числа организованный лично Сталиным только ради "Весёлых ребят". Создатели картины хотят показать, как всемогущий Сталин одним своим словом менял мнение, спасал или наоборот обрекал произведения и их авторов. Из записей же Шумякого видно, что вёлся открытый диалог, обмен мнениями, а учитывая письмо Сталину Шумяцкого от 28-го числа о смотре 27-го мнение лично Сталина, конечно имело вес, но всеобъемлющим не было, поскольку картину он видел ДО заседания агитпропа, а не после , как этого бы хотелось авторам фильма. Кстати, слова знаменитой песенки(как и сама песня) понравились Сталину настолько, что в его архиве сохранился написанный им от руки текст куплетов. Однако, предвзятое отношение к фильму объясняется производством его на московской киностудии, которую в это время начали остро критиковать, и исполнителем главной роли Утёсовым, но об этом уже написаны книги(хотя преимущественно вот такими же мифогонцами, как и создателе этого) и мы только упомянем это в тексте. Далее нам рассказывают о том с каким трудом приходилось пробивать фильм "Юность Максима", однако Шумякий и Сталин дали картине зелёный свет, а Чапаева, которого на ленфильме все воспринимали как третьеразрядную картину вытянул её только лично Сталин. Ну, как Джугашвили "лично" вытягивал картины мы уже заметили по прошлым запискам, а вот голословность наших историков и експертов радует как всегда. К каким документам надо обращаться чтобы узнать эти факты нам благоразумно не сообщают, ибо чего там простым людям по архивам рыться - мы всё и так знаем. А как они знают и что говорят уже было подмечено.